Одним из результатов проводимой государством политики по повышению качества и доступности государственных услуг для населения стало значительное расширение возможностей обращения за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Электронные услуги доступны для физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти. В качестве заявителя могут выступить как правообладатель, так и его представитель, а также нотариус. Кроме того, подачу документов на регистрацию в Росреестр с успехом применяют и кредитные организации, для своих ипотечных сделок, совершенных в простой письменной форме.
Для того, чтобы подать заявление на государственную регистрацию в электронном виде необходимы доступ в интернет и наличие усиленной квалифицированной электронной подписи.
Электронные услуги Росреестра предоставляются с использованием сервисов интернет-портала Росреестра rosreestr.ru и единого портала государственных услуг gosuslugi.ru.
Преимущества электронной подачи заявления на государственный кадастровый учет и/или государственную регистрацию заключаются в следующем:
— Подать заявление можно в любое удобное для заявителя время, без посещения офисов МФЦ;
— Отсутствие очередей и как следствие экономия времени.
Помимо исключения необходимости личного посещения многофункциональных центров следует также отметить в качестве преимущества такого способа представления документов и сокращение сроков проведения самой процедуры.
«Так, если на госрегистрацию права по общему правилу отводится максимум 7 или 9 рабочих дней (при представлении документов непосредственно в регистрирующий орган или многофункциональный центр соответственно), то при представлении таких документов, заверенных нотариально, в электронном виде, госрегистрация должна быть произведена в течение 1 рабочего дня, следующего за днем приема документов», – разъяснила начальник отдела государственной регистрации недвижимости, ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Еврейской автономной области Маргарита Линштейн.
Относительно государственной пошлины необходимо отметить, что в случае обращения физического лица за предоставлением государственной услуги посредством официального сайта Росреестра и получения результата услуги в электронной форме государственная пошлина уплачивается с учетом льготы предусмотренной ст. 333.35 Налогового кодекса, а именно с учетом коэффициента 0,7 от государственной пошлины, предусмотренной для определенного регистрационного действия.
Таким образом, электронный сервис Росреестра дает следующие преимущества:
— возможность подачи заявления на государственную регистрацию в любое удобное время суток и из любой точки мира;
— размер госпошлины меньше по сравнению с подачей на бумажных носителях;
— сокращенный срок регистрации.
Кроме того, с 1 января 2023 появилась возможность представления отдельных документов в электронной форме посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя. Например:
1) заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;
2) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на созданный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом;
3) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, а также образования земельного участка в результате объединения с другими земельными участками;
4) заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Теперь заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без личного участия правообладателя, право на подачу которого имеют лицо, указанное в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объекта недвижимости, или его законный представитель либо его представитель, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, может быть представлено в форме электронного документа посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
«Также посредством использования личного кабинета без подписания усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя в форме электронного документа может быть представлено заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости», – пояснила заместитель руководителя Управления Росреестра по Еврейской автономной области Светлана Гришаева.
Напомним, что такое заявление представляется лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем.
Заявления о возможности предоставления третьим лицам персональных данных соответственно правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, могут быть поданы также в электронной форме через единый портал, личный кабинет или с использованием информационных технологий взаимодействия кредитной организации с органом регистрации прав.