ПАМЯТКА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ИНВЕСТОРОВ

Для участия в инвестиционной деятельности заявитель, которым может стать как физлицо, так и юридическое лицо (группа юридических лиц), осуществляющее инвестиционную и (или) хозяйственную деятельность, а также иностранный инвестор, вправе направить в уполномоченные органы государственной власти субъекта (на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта) заявление об участии в таком проекте в порядке частной или публичной проектной инициативы.

Соглашение о защите и поощрении инвестиций предполагает реализацию инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности: игорного бизнеса, по производству табачной, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи сырой нефти и природного газа, оптовой и розничной торговли, деятельности финансовых организаций, строительства деловых, торговых центров и жилых домов.

Для реализации проектной инициативы в указанном порядке заявитель должен, помимо заявления, представить проект самого соглашения о защите и поощрении капиталовложений по утвержденной форме, согласие органов местного самоуправления на заключение такого соглашения, информацию о заявителе (включая финансовую отчетность за последний год), бизнес-план с описанием проекта, размерами капиталовложений и сроками об их внесении, финансовую модель проекта, решение заявителя о капитальных расходах в рамках проекта (без учета расходов на проектно-сметную документацию, проектно-изыскательских, геологоразведочных работ), разрешение на строительство (если оно предполагается), перечень объектов, затраты на создание которых планируется возместить за счет средств бюджетов бюджетной системы, предложение о выборе нормативных правовых актов, которые не подлежат применению, а также справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

В случае, если заявитель уже осуществляет инвестиционную деятельность на основании ранее заключенного договора (связанный договор), его копию необходимо приложить к заявлению. Правительством РФ могут быть установлены иные документы. Для иностранных инвесторов содержится требование по переводу таких документов на русский язык и их актуальности на дату рассмотрения заявления. 

Закон устанавливает порядок заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, порядок его расторжения, а также порядок рассмотрения споров и ответственность по договору. Такое соглашение может быть заключено в период не позднее 1 января 2030 года. А не позднее 1 апреля года, следующего за годом, в котором наступил срок реализации очередного этапа проекта, уполномоченный орган федеральной власти должен представлять Правительству РФ отчет. 

 

ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Стороне соглашения о защите и поощрении капиталовложений, гарантируется сохранение стабильных налоговых условий в течение всего периода действия этого соглашения при наличии о нем сведений в реестре, который ведет Казначейство России.

В отношении налогоплательщиков-инвесторов не будут применяться положения последующих актов законодательства, изменяющие порядок определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. 

 

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Организации, реализующей инвестиционный проект, может быть предоставлена в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, мера государственной поддержки, предусматривающая возмещение затрат за счет средств федерального бюджета и (или) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации:

1) на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;

2) на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение вышеназванных затрат предоставляются при соблюдении следующих условий:

1) все имущественные права, возникшие в рамках реализации инвестиционного проекта и подлежавшие регистрации, зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в применимых случаях права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также все объекты недвижимого имущества, если инвестиционным проектом предполагается создание недвижимого имущества, введены в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) у организации, реализующей проект, отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в связи с реализацией инвестиционного проекта, а именно налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на добавленную стоимость (за вычетом налога, возмещенного организации, реализующей проект), ввозных таможенных пошлин, акцизов на автомобили легковые и мотоциклы;

3) соблюдение нормативов возмещения затрат (предельного объема расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение затрат, осуществленных в целях создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объекта инфраструктуры);

4) проведена проверка отсутствия в инвестиционных программах регулируемых организаций и (или) в применимых случаях в программах перспективного развития отдельных отраслей экономики проектов по созданию (строительству), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;

5) проведена оценка вариантов финансового обеспечения затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, по результатам которой принято решение о предоставлении меры государственной поддержки.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушение требований к маркировке товаров;

выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

Важно знать:

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о нарушении установленных требований, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

Внеплановая выездная проверка проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемого лица.

О проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно без предварительного уведомления проверяемого лица, с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю.

 

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

препятствовать получению руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем, присутствующим при проведении проверки, информации и ознакомлению с документами, относящимися к предмету проверки;

 требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 

При проведении проверки руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель вправе:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

 

 

Важно знать!

Действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

В случае нарушения Ваших прав и законных интересов вследствие нарушения требований законодательства, в том числе, в случае создания административных барьеров или злоупотребления полномочиями должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, Вы вправе обратиться в органы прокуратуры или в суд.

 

Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, в соответствии со ст. 19.6.1 КоАП РФ влечет административную ответственность.